Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Альма-матер

Альма-матер

«Альма-матер (лат. alma mater, букв. «кормящая, благодетельная мать») — старинное неформальное студенческое название учебных заведений (университетов, которые изначально давали в основном теологическое и философское образование), как организаций, питающих духовно.

В современной лексике выражение «альма-матер» образно означает учебное заведение, в котором учится или учился упоминаемый человек».

Википедия

В редакции «ПВ», планировавшей цикл статей о Вознесенском приходе, раздавалось: «Это же наша альма-матер!» Позже оказалось, что не только для сотрудников журнала, но и вообще для многих Вознесенка является храмом, с которого началось когда-то вхождение в Православную Церковь. Правда, вряд ли тот период духовной жизни большинства наших респондентов может быть уподоблен обучению в ВУЗе — скорее, занятия в ясельной группе. Или, если обратиться к буквальному переводу alma mater, первые кормления тем «молоком», о котором апостол Павел пишет коринфянам (1Кор 3:2,3). Об этом сохранились самые теплые воспоминания, которыми мы спешим поделиться с читателями.

Игумен Димитрий (Байбаков), руководитель Информационно-издательского отдела Екатеринбургской епархии:

Вознесенский храм – действительно, родной и по большому счету первый мой екатеринбургский храм. Когда я приехал в Екатеринбург из Талицы и поступил в Медицинский институт, в городе была единственная действующая церковь – Ивановская. Я не могу себя назвать ее прихожанином – скорее, я был ее захожанином, прохожанином. В том смысле, что по пути в Мединститут я каждый день заходил в этот храм, ставил свечку, стоял на водосвятном молебне, благословлялся у священника – и шел на занятия. Потом была служба в армии, затем – учеба на втором курсе мединститута с заходом в Ивановский храм.

В только что открывшийся Вознесенский храм я попал буквально чудесным образом. После занятий в институте я пошел в сторону Керамического завода, где снимал комнату. И на сердце была какая-то боль, тоска, печаль... я брел, брел, и вдруг с изумлением увидел, что ноги меня привели к Вознесенскому храму, который раньше я посещал еще в бытность его историческим музеем. Оказавшись возле храма, я, конечно же, туда зашел. Зашел, стал подниматься по лестнице на второй этаж, в Вознесенский придел - первый этаж тогда еще Церкви не передали, и за него велась длительная борьба -и вдруг навстречу мне спускается священник. Я благословляюсь, а он пристально смотрит и говорит: «Будешь у меня алтарником?» Ответить батюшке «нет» - я не так был воспитан. Сказать «да» не мог, потому что вообще не очень хорошо себе представлял, в чем заключается служение алтарника, и был загружен учебой в институте. Об этом я батюшке и сообщил. А он ответил: «Ничего, решим».

Этим священником был отец Николай Кострубяк, первый настоятель Вознесенского храма. До этого он служил в Ивановской церкви, и мое лицо было ему знакомо - но не более того, мы никогда не общались. Вознесенский храм только открылся, алтарников в нем не хватало, и о. Николай, увидев молодое знакомое лицо, сделал такое предложение. Так я стал «Божией милостью главным соборным алтарником Свято-Вознесенского собора кафедрального града Екатеринбурга».

Те годы были удивительным временем. В храме было много молодежи. Многие из тех молодых людей стали священниками, многие из девушек - матушками. И мне мои прихожане почтенного возраста порой говорят: «Батюшка, мы Вас помним еще юным алтарником в Вознесенском храме».

Вознесенка очень многое мне дала, потому что именно в этом храме я впервые вошел в алтарь, именно здесь начал служить священником. Поэтому часть моего сердца принадлежит этой церкви.

Протоиерей Евгений Попиченко, руководитель Отдела социального служения Екатеринбургской епархии, главный редактор «ПВ»:

Вознесенский храм можно назвать «Моим Первым». Это первый храм, где я осознанно был на службе, первый храм, где подошел к Таинствам Исповеди и Причастия, первый храм, где я встретил Пасху. Храм, где я встретил свою будущую жену.

Самое первое впечатление связано с о. Николаем Кострубяком. Именно к нему я попал на свою первую исповедь. Он был очень теплый и ласковый батюшка. Когда я наклонил голову для разрешительной молитвы, он по-отечески меня обнял. Он ничего не говорил, но эта выраженная в действии любовь запомнилась на всю жизнь.

Первое Причастие далось мне тяжело. Был какой-то праздник. Воскресный день, море народу, тяжело было стоять... до полуобморочного состояния. Но, тем не менее, Господь дозволил причаститься.

Потом была первая Пасха, ночная служба. На нее я сбежал из дома под предлогом, что пойду к другу. Чтобы мама лишний раз не беспокоилась о том, что я попал в какую-то секту. Вступив на путь церковной жизни, я к нему очень максималистски подошел. Когда возник вопрос, как строить свою жизнь, я почему-то решил идти в монастырь. Я поговорил об этом с мамой, она чуть сума не сошла. Поэтому каждое мое посещение храма вызывало у нее глубочайшие переживания. Первая моя пасхальная служба была очень торжественная, яркая и красивая. После службы все служители храма рекой потекли в трапезную, я как-то вклинился в этот поток и оказался за столом с батюшками и всеми сотрудниками. Это тоже было очень неожиданно и необычно.

С этого времени началось мое маленькое служение в Вознесенском храме. Я попросился на клирос и стал потихоньку изучать премудрость церковного пения. На клиросе мы и познакомились с матушкой Ольгой, которая была очень строгой, настоящей певчей, регентом. На клиросе атмосфера не всегда строго-торжественная, бывает и смешливой. Однажды, когда мы пришли на клирос, то увидели выдержку из Священного Писания, которая была положена на аналой: «Проклят всяк, творящий дело Божие с небрежением». Когда я стал выяснять, откуда это появилось, мне сказали, что есть такая Меньшикова Ольга, которая приехала на каникулы и которая учится в Санкт-Петербургской духовной академии на регента. У меня сразу возникла корыстная мысль: надо с ней познакомиться для того, чтобы научиться у нее правильно петь. Мы с ней познакомились, месяц позанимались и спелись.

В алтарь боялся проситься, хотя очень хотелось. Там всегда все было очень красиво, особенно на воскресных службах: два алтарника выходили со свечами в центр, кланялись и уходили. Я стоял, смотрел и тихо завидовал. Но смелости не хватало попроситься.

Вознесенская церковь была школой пения, молитвы, начала жизни церковной, жизни в общине. Там мы с Алексеем Матвеевым (ныне -игумен Флавиан) познакомились с о. Димитрием (Байбаковым), который сразу нас взял «в оборот». По выходным мы с ним ездили служить в Рудянку, там о. Флавиан алтарничал, а я пел на клиросе или наоборот.

Если сформулировать самое главное, что я вынес из Вознесенского храма, то, во-первых, это благоговение перед службой. Ощущение, что служба - это тайна, святыня, что нужно стоять, не шелохнувшись, собирая все силы для внимания к священнодействию, которое происходит в этот момент в церкви. Святой Дух ощущался во всем в этом храме. а еще архитектура, и запах ладана, и колокольня, и батюшки, и пение. Это сложно выразить - все, что в храме происходило, переживалось как присутствие Кого-то. И это благоговение сформировало желание быть священником. Второе, что я «вынес» из Вознесенского храма - это матушка Ольга - очень важная находка в моей жизни.

Сейчас иногда я прихожу туда и просто так стою и молюсь. Но это сложно. Я бы хотел молиться в храме типа Вознесенского, но где тебя никто не знает, где никто не видит, что ты священник. Просто стать в уголке и вновь постараться пережить службу из храма, не из алтаря, не с клироса, а как бы не зная этой службы. Первые юношеские впечатления хотелось бы пережить. Но, к сожалению, это практически не удается.

Низкий поклон моему первому храму! Очень хочу пожелать, чтобы он оставался таким же теплым, настоящим, открытым для новых и новых прихожан, которые открывали бы тайну Бога, переступая его порог.

Светлана Ладина, зам. главного редактора «ПВ», журналист ТК «Союз»:

Храм Вознесения Господня. Вознесенка. Это сокращение не является неуважительным -наоборот, оно очень теплое, домашнее, поэтому позвольте мне так и говорить. В Вознесенку я впервые пришла в начале 90-х, когда храм только открылся. Это был очень приветливый храм. Хотя нельзя сказать, что молодой мамаше с ребенком, едва начинающей ходить в церковь, там никогда и ни за что не попадало. За брюки (в них было удобнее перетаскивать коляску по лестницам подземного перехода и через всевозможные колдобины, да и привычка к этой одежде играла свою роль), за косметику (ну, как же я выйду из дома без нее?). Причем, попадало не от батюшек, а от бабушек. Но попадало с любовью!

Первым священником, к которому я вообще осмелилась подойти с каким бы то ни было вопросом, был настоятель храма, отец Александр Ураков. Вопрос заключался в следующем: как я понимают его. И возникает большой вопрос: как же строятся отношения по заповедям, как применить на практике то, что прочитал в Библии?

В Вознесенке есть молодежный клуб, где я увидела новый удивительный тип отношений: такие же ребята, как я, общительные, активные, но в них есть что-то притягательное, чистое. И что особенно здорово - вознесенцы с радостью принимают новичков, сразу подключают их к своей деятельности, доверяют какое-нибудь дело - и вот уже ты чувствуешь, что можешь вписаться в эту семью, что тут есть чем заняться полезным, что здесь можно найти настоящих друзей, с которыми бы тебя связывали не случайные встречи, а фундаментальное отношение к миру.

Атмосферу молодежного клуба создает отец Александр Сандырев, который уделяет много времени молодежи - проводит беседы, дискуссии, игры, просто живет вместе с ребятами как со своими родными детьми. Батюшка может со всеми вместе пойти на сплав, посмотреть и обсудить фильм, отремонтировать Дом-храм Божий, а при необходимости и выяснить наедине важные вопросы. Как в настоящем доме, здесь рады и твоим друзьям, не только пришедшим в гости из другого храма, но и тем, кто, может мужа ни убеждаю, креститься он отказывается, но я-то ведь понимаю, насколько это важно. Что делать? Я была готова к тому, что мне, конечно же, за что-нибудь попадет и от батюшки - пусть, только бы ответил! Но вместо того, чтобы сделать какое-нибудь внушение, отец Александр принял меня радушно и доброжелательно. И дал мудрый и совершенно неожиданный совет: мол, отстаньте от мужа со своими проповедями, вы за него лучше молитесь и полностью доверьтесь Господу. А уж Он Сам приведет человека к Себе так, как только Он и умеет. И сам батюшка тоже пообещал молиться за моего мужа.

Это было Великим Постом 93-го года. Я, как могла, старалась выполнить совет о. Александра и с тоской думала о предстоящем многолетнем ожидании Одному Богу ведомого дня, когда муж примет крещение. Но. это произошло буквально через несколько недель, в Пасхальные дни, во время нашей поездки в Питер: Саша крестился, а день спустя мы обвенчались. Это было самое настоящее счастье. И хотя в моем сознании оно в первую очередь связано с Санкт-Петербургом и Ксенией Блаженной (ее иконой нас благословляли во время Венчания, и теперь наши дети не без иронии, но абсолютно справедливо говорят, что у мамы любимое место в Питере - Смоленское кладбище) - так вот, несмотря на это, я помню, что начало счастью было положено именно в Вознесенском храме.

С этим храмом связаны имена многих уже ушедших людей, с которыми мы буквально сроднились за то время, когда были прихожанами Вознесенки. Милые Мария Александровна, Тамара Ивановна, Наталья Дмитриевна, дорогой отец Владимир Братенков! Пусть Господь подаст вам Царствие Небесное, и вы помяните нас там, где мы когда-нибудь встретимся.

Ирина Пономарева, корреспондент «ПВ», студентка 4-го курса УрГУ:

В Вознесенке можно почувствовать себя как дома. Там меня приняли в семью верующих, когда я только-только пришла в храм и ощущала пропасть между моей старой жизнью и чем-то новым, требующим чистоты и доброты. Когда человек приходит в храм, он открывает для себя новые цели и образ жизни, взаимодействия с людьми. Но вначале ему одиноко, прежние связи и увлечения теряют свою притягательность, порой самые близкие друзья и даже родные не быть, впервые в своей жизни зашел в церковь. Каждому здесь найдется занятие: можно быть чтецом, можно помогать готовить в трапезной, можно мыть и прибирать, можно проводить игры для своих сверстников и младших ребят, можно писать в журнале «Кладезь», организовывать паломнические поездки, помогать детским домам, одиноким пожилым людям - да мало ли чего! И все это вместе с новыми друзьями. Самое главное, что всегда можно задать вопрос батюшке: как понимать ту или иную строчку Евангелия, как ее приложить к жизни, какова духовная сущность конкретного события, произошедшего в миру, когда не можешь разобраться, где добро и где зло. И даже когда определенный уровень знаний уже усвоил, всегда услышишь что-нибудь новое - неожиданный поворот темы, и снова беседа окажется полезной и интересной.

Особенностью Вознесенки является открытость, дружелюбность и готовность принять и полюбить тебя для начала таким, какой ты есть, а потом уже потихонечку показывать, как можно все сделать лучше. Пожалуй, в этом секрет миссионерского успеха Вознесенки, залог того, что туда приходят все новые люди, видят новый мир и остаются в нем.

Анастасия Саушкина, сестра милосердия:

В Вознесенке прежде всего я нашла друзей. Особенно мы сдружились с ребятами во время ремонта храма, а потом и на сплаве. Там я обрела свою старшую духовную сестренку, как я ее называю. Именно через друзей Господь постепенно привел меня к тому, что церковной жизнью надо жить полноценно, важно вести серьезную духовную жизнь. Здесь я стала регулярно исповедоваться и причащаться. Вообще в Вознесенке есть традиция - молодежка вместе готовится к Причастию, читает правило ко Святому Причащению.

В Вознесенке нет такого, что, если ты придешь, тебя никто не заметит. Я чувствовала себя там как в своей семье. Я считаю, что самым важным условием для этого является общее дело. Если у человека есть дело, которое он делает для храма, то он ощущает себя в общине. Если он приходит только на службу, а потом уходит, то общины он не чувствует.

Мне нравится то, что в Вознесенке молодежь помогает свечницам убирать в храме после ночной службы. Собирается человек десять - кто подсвечники чистит, кто пол скребет, кто-то его подметает, моет. И хватало сил на все - и на то, чтобы выстоять всю службу, и на то, чтобы потом еще в храме поработать - Господь помогал. Когда есть общее дело, и молодежь и вообще все люди вокруг него организованы - это очень здорово.

Храм Вознесения стоит на довольно оживленном месте, и его миссия - привлекать и «шерстить» народ, чтобы выбирать тех, кто может жить в храме, кто пригоден для духовной жизни. Но главное, чтобы душа откликнулась на то тепло человеческое, которое она там получает.

 

•06 •августа• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс