Журнал «Православный вестник»

Журнал «Православный вестник»

Адрес: Екатеринбург, Сибирский тракт, 8-й км,
Свято-Пантелеимоновский приход
Екатеринбургской епархии РПЦ
Почтовый адрес: 620030, г. Екатеринбург, а/я 7
Телефон: (343) 254-65-50•


•Русская Православная Церковь
Московский Патриархат
Екатеринбургская епархия•

Главная → Статьи → Шопинг-искушение

Шопинг-искушение

Множество иностранных слов вошли в жизнь россиян, когда появились новые, неизвестные ранее формы досуга, которым нужно было найти названия. Слова сначала резали ухо, а теперь уже иногда и ласкают его. Слово «шопинг» звучит уже как-то привычно, хотя имидж у этогослова еще до конца не определился. То ли «шопинг» – вещь хорошая, то ли болезнь современного общества потребления.

Мы беседуем с протоиереем Андреем Каневым, настоятелем прихода в честь Владимирской иконы Божией Матери г. Екатеринбурга. Разберемся?

Отец Андрей, как Вы относитесь к шопингу? Он уже вошел в Вашу жизнь?

Давайте сначала определимся с понятием, какие смыслы мы будем вкладывать в это слово. Если я пошел в булочную и купил батон «Московский нарезной», то это ведь не шопинг. Что Вы подразумеваете под этим словом?

Это хождение по магазинам. Причем можно ходить по магазинам просто так, без определенной цели что-то приобрести. Главное в этом деле – получить удовольствие от хождения.

Вот и приходится нам разграничить два типа деятельности: покупка необходимого и хождение по тому «месту, где продают». В первом ничего крамольного нет ни для христианина, ни для буддиста, ни для атеиста. А во втором, честно говоря, я удовольствия не вижу. Расскажу случай из моей жизни. В гости приехал брат с семьей и, отправившись в крупный торговый центр, они «попались» и долго не могли выйти из череды магазинов. С ними бродил четырехлетний сын, который, в конце концов, не выдержал всех хождений и начал плакать: «Папа! Купи мне что-нибудь… и давай уйдем отсюда!».

Может быть, Вы мне расскажете, какое удовольствие можно найти в магазинах?

Современный магазин – это большой тогрово-развлекательный центр, где объединены разные магазины и магазинчики, катки и кафе, кинотеатры и детские площадки. Туда можно отправиться на весь день всей семьей, и, сдав ребенка в заботливые руки «няньки на час», гулять по торговым проспектам. Можно разглядывать мелькающие витрины, потом покататься на коньках… Все блестит, много людей, музыка… все это заполняет время выходного дня.

Да. Сегодня шопинг – это не просто процесс получения удовольствия через трату денег, но определенная претензия на новую картину мира. Под влиянием современной массовой культуры складывается определенный стиль жизни, который включает в себя и шопинг.

Недавно на улицах города висели рекламные щиты с таким лозунгом: «Шопинг продлевает жизнь». Причем реклама как бы шутя поясняла, что примерка сапог сжигает столько-то калорий, поиск подходящей сумочки или аксессуара столько-то… Шопинг приравнивается к спорту, тренировкам. Потребление возводится на уровень мировоззрения и становится популярной жизненной философией. А ведь мы плотские люди, мы хотим долго жить на Земле, жить комфортно и счастливо. Мы теоретически понимаем (а неверующие люди этого даже и не понимают), что есть Царство Божие, но оно кажется далеким и неясным, тогда как плотские счастье и комфорт обещаются «здесь и сейчас». И мы заражаемся этой привлекательной идеей, начинаем хотеть жить долго. А тут как раз подоспели специалисты по рекламе, которые предлагают тебе продлить твою жизнь шопингом. И несчастный человек, попавшийся на эту идею, начинает вести «растительный» образ жизни и постоянно заниматься самоуспокоением. Хотя в это время его реальная жизнь становится все более и более эфемерной, ненастоящей.

Еще один аспект данной проблемы заключается в том, что основная масса людей, занимающихся шопингом, это молодежь. Им посредством рекламы внушают стереотипы поведения. Поэтому у молодых людей в торговоразвлекательных центрах складывается тусовка, то есть они именно там встречаются и именно так проводят время. Давайте подумаем, с какой целью формируется подобное мировоззрение у молодежи. Все торгово-развлекательные центры в России сделаны по типу западных. Но если на Западе система потребления развита и там уже несколько поколений выращены «грамотными потребителями», то в России все только начинается.

Крупным тогрово-развлекательным центрам сегодняшняя прибыль, наверное, не так важна, как воспитание будущих потребителей. Вот эти молодые люди, которые с увлечением «шопингуют», и малыши, которых сдают родители на детские игровые площадки, и станут будущей клиентурой. Через несколько лет эти люди уже своих детей поведут гулять в магазин, именно они уже приучены так проводить свои воскресения. Сегодня магазины (не государство, не ВУЗы, не учреждения культуры) являются самыми активными «инвесторами в молодежь», самыми настойчивыми воспитателями будущих потребителей.

Человек, воспитанный таким образом, приходя в магазин, попадает в целый мир незаметных торговых ловушек. Его передвижения регулируются указателями, его взгляд постоянно уловляется, движения рук направляются. Свернуть с указанной стрелками на полу дороги чрезвычайно трудно. «Иди сюда, потом туда. Посмотри на этот товар, возьми его, это тебе нужно. Вот так сделай у себя дома. Смотри как дешево!».

Еще одна проблема современной культуры, которая явно видна в крупных магазинах, это воспитание стандартизированного, усредненного человека, человека-массы.

Действительно, по всему миру открыты одинаковые магазины, которые продают стандартные вещи, стандартные идеи для дома и вещи для людей. Нормально, когда у людей одинаковые кастрюли или диваны дома. Но самое поразительное, что вещи, которые заявляются как сделанные вручную, тоже производятся огромными тиражами. Например, куклы. Раньше куклы, даже произведенные большим тиражом, в магазинах стояли на полках по одной («кукла Катя», «кукла Мальвина» и так далее). Человек, который брал ее с полки и покупал, все равно воспринимал ее как индивидуальную: он выбрал вот эту или ту! Если же куклы были сделаны вручную, то каждая была с индивидуальными особенностями. Теперь же в этих гипермаркетах «куклы, сделанные вручную» свалены в огромную корзину, их тысячи одинаковых болванок… А есть еще совершенно страшные, но очень символичные игрушки. Сердце с руками: оно не антропоморфно, у него нет глаз, рта, ног, а есть только руки, словно оторванные артерии. Обычно, когда рисуют или делают сердечки, то у них есть определенная «приветливая» мимика, как у человечка. А здесь безликий орган… Что это за персонаж? Это символ идеального потребителя, который должен только «хотеть» и «брать»! Мне этот символизм, присущий массовой культуре, категорически не нравится.

Но ведь стандартизированные товары и подход к человеку, как «среднестатистическому потребителю», появились не сегодня. Можно сказать, что и в советское время уже воспитывался этот «средний» человек. Во времена талонов и пустых прилавков тоже существовал шопинг. Люди «бегали по магазинам» в поисках товаров, но удовольствие от этого вряд ли получали. Очень многое покупалось только для того, чтобы реализовать талон, или потому что «очередь подошла», или для того, чтобы вложить деньги.

Ковры в несколько слоев укладывались на пол, три одинаковых сервиза пылились в серванте, пять комплектов постельного белья держались в шкафу «про запас». Помните, как люди записывались и стояли в очередях на определенные товары (ковры, гарнитуры, люстры), какой был «ассортимент» товаров на полках советских магазинов? И как потом люди ходили в одинаковых пальто и ели из одинаковой посуды. «В стандартные двери врезаны стандартные замки»… классика советской действительности.

Безусловно, смена общественного сознания происходила на протяжение всего ХХ века. Для России это вылилось в явный культурный надлом. Ведь русский человек в массе своей веками был привязан к земле, работая на которой он получал удовлетворение. Не было глобального разделения жизни на работу и отдых.

У мужика, работающего на земле, отдых (досуг) был связан с его работой. Он индивидуально украшал свой дом уникальной резьбой наличников или росписью ставен. Его жена делала не похожую ни на какую другую вышивку на одеждах. Да, крой платья, узор традиционные, но делала она это индивидуально, выражая себя. И по вышивке и другим украшениям одежды люди могли понять всю историю девушки: откуда она, из какой семьи и так далее. Дед вырезал игрушки внукам.

В ХХ веке традиционная культура начала уничтожаться. Оторванный от земли мужик, переехавший в город, отработав положенные часы, не знал, чем себя занять, и отправлялся из стандартных домов-коробок в кабак. Урбанизация (рост городов) повлекла за собой и стандартизацию быта, и накопление «про запас». Горе случилось с нашим народом. Ведь если бы наш народ доверял государству, доверял Богу, то все эти запасы были бы не нужны.

В конце 80-х – начале 90-х годов случился очередной перелом: от полного дефицита и скудности магазинов мы перешли к избытку товаров и блеску витрин. Поэтому сегодня, когда в культуре действует «шопингующий», не думающий, потребляющий человек, которым легко управлять, которому трудно верить в Бога, ну, или хотя бы помнить о Нем.

Происходит катастрофа в сознании, в душах людей. И потом, чтобы этот человек пришел к вере, нужны неимоверные усилия со стороны Господа, чтобы достучаться до этого человека. И ему, услышавшему призыв, нужно совершать неимоверные усилия, чтобы изменить свои привычки, свое сознание, потому что живая вера и «массовость», вкоренившаяся в душу человека, несовместимы! Мы, христиане, можем пользоваться магазинами, но не уловляться ими.

На самом деле обсуждаемая нами идеология крупными магазинами вовсе не скрывается. Реклама очень честно сообщает покупателю о том, с чем он столкнется. Например, недавно можно было увидеть такой текст, приглашающий в магазин: «Шопинг – искушение!».

Человек предупрежден, а дальше он лишь делает свой выбор. И изготовителей подобной рекламы нельзя обвинить в обмане потребителя. Все по-честному, здесь тебя ждет искушение, ты предупрежден. Хотя, конечно же, истинный смысл подобного рекламного текста доступен не всем жителям нашего города.

Действительно, только христиане поймут слово «искушение» как «проверку», «соблазн». А на языке общества потребления «искушение»

– это повод попробовать что-то новое. Сколько разных банальных продуктов названы словами «искушение», «соблазн», «кокетка», «страсть». Какая-нибудь обыкновенная зефиринка может именоваться «очарованием», а лак для волос «прелестью».

С точки зрения христианской культуры, все эти названия звучат катастрофически странно. А для обычного человека это звучит как пословица «запретный плод сладок». И смысловое ударение ставится не на слове «запретный», а на слове «сладок». Я с Вами согласен в том, что заказчики вкладывают истинный смысл в подобные рекламные слоганы. Православные люди этими словами предупреждаются… Хотя я не уверен, что православные люди занимаются шопингом…

Отец Андрей, в современной России есть и православный шопинг!

Что это такое?

Человек православный все равно попадает в той или иной степени под влияние современной культуры, поэтому нужен лишь повод для того, чтобы заняться шопингом по полному праву. Таким удобным событием может стать православная ярмарка, на которой представлены не только монастыри и приходы России, но и разные производители. Идея у ярмарки замечательная – рассказ о Православии – но и она в сознании многих людей искажается. Там будет кто-то петь или выступать с открытыми лекциями, там будут выставлены святыни, чудотворные иконы. Там действительно можно прикоснуться к Православию. Толпами потечет народ на эту ярмарку. Но большинство пришедших туда будут бродить среди прилавков и глазеть на разные товары. Чего там только ни увидишь: и традиционные промыслы, «гроздья» платков, кучи носков, «одежда для православных», книжные развалы, медовые ряды. Вся эта продукция заявляется как «православная», вплоть до колготок и нижнего белья. Эти ярмарки проходят несколько раз в году и люди ждут этого события, чтобы заняться «православным шопингом». И когда человек посетит эту ярмарку, у него останется ощущение, что он не тот «бездушный потребитель», о котором мы говорили выше, что он «прикоснулся к православной культуре».

Подобные мероприятия, конечно же, могут приносить огромную пользу верующим людям. Однако польза от посещения ярмарки или любого другого магазина зависит от настроя. Например, не во всяком приходе есть богатая книжная лавка, поэтому, отправляясь на ярмарку, человек может найти нужную ему духовную литературу. Только перед выходом из дома нужно четко определить, что нужно купить, чтобы потом не недоумевать: «Почему, если я пошла за хлебом, у меня в итоге оказалась в сумке колбаса» или «Шел за толкованием на Евангелие, а набрал магнитов на холодильник». Нет. Если я решил посвятить пост изучению святых отцов или трудов св. Феофана Затворника, то я и иду за этой литературой, и покупаю ее. А затем не просто ставлю на полку «до лучших времен», а действительно беру и читаю! Если я человек азартный на различные покупки, то мне нужно себя ограничить в сумме денег и просто не брать с собой более положенной суммы. Увлечение не приведет ни к чему хорошему.

Не нужно также думать, что носки, купленные в отделе «одежда для православных», какие-то особенные. Православие выражается не в надписи на белье, а в нашей душе, в наших делах!

Или еще один аспект: на ярмарках люди закупают килограммами дешевые свечи, чтобы потом целый год ставить их в своем храме. «Прощай, родная церковная лавка!». Но ведь свеча, купленная в храме (которая, конечно, может быть дороже ярмарочной) это пожертвование в пользу родного храма, это та лепта, которую мы можем принести, как бедная вдова, не от избытка, а от недостатка наших средств. Мы не должны забывать о нашей святой обязанности поддерживать родной храм.

Отец Андрей, какие страсти питают современный шопинг? Советские магазины порождали гнев и печаль. А сегодня -это сребролюбие, чревоугодие и уныние или еще что-то?

Страсти не бывают кристально чистые, они все взаимосвязаны. Но, безусловно, основополагающим является уныние, так как сегодня целью шопинга провозглашается не приобретение вещи (сребролюбие), а проведение времени. Человеку не интересно читать, проводить время на природе, общаться с близкими – он едет в магазин «расслабляться». Унылый человек недостаточен: лишив себя общения с Богом, он нуждается в душевной подпитке и пытается найти ее в магазине (телевизоре, Интернете, наркотиках). Уныние влечет за собой и сребролюбие, и чревоугодие. Эта страсть расслабляет душу, «разжижает» ум и волю, и человек не способен за собой следить, управлять своими эмоциями, действиями. Поэтому сегодня идет постоянная борьба за ум. С унылым человеком можно делать все что угодно. Он не умеет анализировать свои желания: «почему я это хочу, зачем я это чувствую, правильно ли я поступаю?» – то есть он не способен к трезвению, он увлечен миром гламура. Он действительно выпадает в бездушные миры.

Однажды я задумался над названиями некоторых магазинов: «Мир обуви», «Мир керамики», «Мир сантехники», «Мир дверей»… Получается, что вещи создают свои миры, в которые приглашается человек. Не вещи являются частью нашего мира, а человек – часть мира вещей!

Да, как-то раз и я пыталась представить себя внутри «Мира шапок» и представить, что там происходит, чем живут эти шапки, что их может интересовать, и зачем бы я могла там оказаться... «Мир унитазов», конечно, тоже интересен…

Разные вселенные вещей, которые зачастую параллельны друг другу. Им нужен человекпотребитель, как объединяющее их звено. Не они тебе нужны, а ты им нужен. Поэтому каждому человеку необходимо задать себе вопрос: захватили меня вещи или нет?

Если человек обнаружил, что вещи его захватили, что душа его привязана к ним, что ему делать?

Надо бороться со сребролюбием. Дома у нас в шкафах хранится очень много вещей, которыми мы не будем пользоваться уже никогда. Какая-то вещь уже нам не нравится, из другой мы выросли. Вот и взяться в течение поста проводить чистки шкафов, и все, что уже тебе не нужно, отдавать нуждающимся людям. Вещи нам нужны, они помогают нам жить в этом мире. Если вещь служит, то зачем, повинуясь моде или рекламе, ее менять? Человек должен быть разумным хозяином вещей, а не их рабом. У св. Иоанна Кронштадтского был свой пароход, подаренный благодетелями, чтобы батюшка мог плавать из Кронштадта в Петербург к своей пастве. Для св. Иоанна пароход был не более чем средством передвижения. Или была с ним еще одна история, когда его пригласили на прием к императору. Он приехал в обыкновенной шерстяной ряске, как обычный священник. Представитель Синода сделал батюшке замечание: «Если вы приехали к императору, то появляться перед ним нельзя в домашней одежде, нужно особое парадное облачение». Сшили о. Иоанну такое облачение, но относился он к нему так же ровно, как к своей шерстяной ряске. Вот пример того, как не прилепляться всею душою к вещам.

Нам нужно следовать «принципу золотой середины»: не нужно копить деньги, так как деньги дает нам Господь, чтобы мы их тратили, но и не нужно заваливать себя вещами, так как «где сокровище ваше, там и сердце ваше». Будьте свободны, разумны, пусть будет сокровище ваше в Господе!

 

•21 •февраля• 2010•

2009

2010

2011

•Январь• •Февраль• •Март• •Апрель• •Май• •Июнь• •Июль• •Август• •Сентябрь• •Октябрь• •Ноябрь• •Декабрь•
 

Яндекс.Виджеты

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

Все Виджеты Православного телеканала «Союз»

Яндекс.Виджеты Православного телеканала «Союз»

Православный вестник. PDF

Добавив на главную страницу Яндекса наши виджеты, Вы сможете оперативно узнавать об обновлении на нашем сайте.

добавить на Яндекс